Станет ли новая градостроительная игра от одиночного разработчика хитом?
Manor Lords уже некоторое время находится в моем поле зрения. И я даже слышал, что игра создается студией, состоящей из одного человека.
Но когда в новостной ленте была опубликована информация о том, что миллион геймеров подписались на игру в Steam, стало ясно —нужно попробовать.
Фактически, эта средневековая стратегия городского строительства была создана более чем одним человеком.
В рядах польской студии, кроме Гжегожа Стыченя, действительно никого нет. Однако он честно признался, что не раз нанимал сторонних исполнителей.
Но, что более важно, Стычень поставил перед собой цель создать игру мечты. Игру, которая понравилась бы, в первую очередь, ему.
С тоннами механики, высококачественной графикой и десятками часов игрового процесса. И, кажется, ему это удалось. Стычень не слепо копировал работу своих конкурентов. Он честно предупредил, что Manor Lords не является аналогом Total War, Mount & Blade, стратегий от Paradox или чего-то еще.
Да, можно найти сходства с Banished, Stronghold и другими подобными проектами. Но есть также и много оригинальных особенностей.
Возьмем, к примеру, дороги. В проектах конкурентов они обычно строятся под углом 90 градусов. В результате, получаются прямоугольные кварталы.
Гжегож, вопреки общему мнению, позволил дорогам поворачиваться как угодно. Теперь все зависит от вашего воображения. И таких нюансов много.
История в Manor Lords начинается с выбора сценария. Есть три варианта, и если вы просто хотите строить, выберите "Путь к Процветанию".
Там вас никто не будет беспокоить, и вы сможете насладиться медитативным игровым процессом.
В двух более сложных вариантах вам придется часто сражаться с бандитами и бороться за соседние регионы. Но любой сценарий легко настроить, и это здорово.
Не уверены в своих способностях? Возьмите вдвое больше ресурсов. Жаждете битвы? Ускорьте прибытие первой банды грабителей.
Есть много вариантов, вы даже можете выбрать, когда начать. Лучше всего начинать весной, чтобы было время наладить экономику.
Но никто не мешает начать и в лютую стужу. Правда, будет тяжело. Это будет открытая местность, где люди живут в палатке, а строительные материалы и еда лежат просто под небом и ни чем не защищены.
Даже весной ресурсы и припасы портятся из-за дождей. Зимой ситуация намного хуже. Нет домов, и люди начнут умирать от холода. Вам придется быстро построить хижины, чтобы защитить своих подданных.
А еще нужен склад и сарай. Плюс какой-то источник пищи, например лагерь для охоты на дичь в лесу. И много других вещей.
Запас древесины, который выдается игроку на старте, очень скоро подойдет к концу. Вам понадобится построить хижину для лесоруба. И как только вы построите все это, возникнет другая проблема — нехватка рабочей силы.
Вам придется построить больше домов и удовлетворить потребности жителей, чтобы привлечь новых поселенцев.
Не успеете вы расслабиться, как игра бросает новый вызов. Например, если вы повышаете уровень дома до второго, вы обнаружите, что жителям нужна корчма. Просто построить её недостаточно, вам также понадобится запас пива.
Самый быстрый вариант — импортировать пиво извне. Но за это мы платим "достатком" — местным аналогом городской казны.
А если феодальному лорду сложно с запасами золота? Придется запустить план "Б", полагаясь на местных производителей. Предупреждаю сразу — это непросто.
Основой промышленности в Manor Lords, как и в других хороших играх, являются производственные цепочки. Нужно обозначить поля и посадить ячмень. Поставить амбар для его обработки. Разместить солодовню для производства солода. Превратить какое-то здание в пивоварню. И организовать транспортировку товаров между этими точками.
Сельское хозяйство здесь очень реалистично. Недостаточно посадить ячмень или пшеницу, нужно дождаться, пока они вырастут.
И их нельзя выращивать на одном месте годами. Земля истощается, и нужно чередовать культуры, как и в жизни. Значит, вам понадобится много полей, ведь населению нужно есть, и пить они тоже любят.
Фраза из подзаголовка заслужила право стать неофициальным девизом игры. Вам не нужно производить всё самостоятельно, если вы можете купить это. Особенно потому, что самодостаточная экономика требует огромного количества рабочих.
А рабочие хотят есть, одеваться и развлекаться. Так что торговля сэкономит много хлопот. Нет желания обрабатывать поля? Привезите зерно из-за границы и переработайте его на месте.
Хотите купить готовый хлеб и пиво? Это возможно, но цены на них выше, чем на сырье. Поэтому учитывайте финансовые возможности города.
Как увеличить процветание региона? Постройте отрасли, которые быстро дадут много экспортных товаров. В начале, можно добывать глину и изготавливать черепицу. А когда цена упадет из-за избытка на рынке, переключитесь на что-нибудь посложнее. Например, на оружие и доспехи.
Чтобы торговый обмен был действительно выгодным, поселению придется потратить два очка развития.
Во-первых, изучите логистику торговли, а затем деловые навыки. Первая технология необходима для открытия дешевых торговых маршрутов. А вторая для радикального снижения стоимости импорта.
Однако очки развития получить непросто. Они начисляются за повышение уровня города, для чего необходимо улучшить хотя бы некоторые дома. Что невозможно без постоянного удовлетворения потребностей ваших подданных.
Очки можно потратить и на другие вещи. Изучение печи для сжигания древесного угля, чтобы облегчить добычу топлива. Или на посадку яблоневого сада. Но даже с учетом этого, торговля выглядит самым привлекательным вариантом. Разработчик знает об этом и обещает сбалансировать ситуацию.
Вы сами можете увидеть, как работает экономика. Помимо обзора сверху, с которого мы управляем поселением, есть также вид от третьего лица. Стоит включить режим "режим посещения", и вот уже лорд или леди бегают по деревне и наблюдают за крестьянами. Результат приятно удивляет.
Здесь жители привозят бревна на волах и шаг за шагом строят дом. Другие охотятся на диких животных и тащат туши. Сажают поля или собирают хлеб. Обжигают уголь, перевозят товары, тушат пожары, скорбят на кладбище.
Природа и смена сезонов с погодными условиями также потрясающе красивы. Manor Lords великолепно оптимизирован. Мне удалось загрузить его быстро, и ничего не тормозило.
Эх, Bethesda, Ubisoft и остальные! Учитесь у Slavic Magic. Может быть, вы научитесь выпускать качественные новые продукты без тормозов и багов.
Недавно фанаты создали VR-мод для игры, шокировав Стыченя. Сам он не ожидал появления такой модификации так быстро. Хотя идея напрашивалась сама собой благодаря "режиму посещения".
Manor Lords — это игра не о войне, но сражения в ней присутствуют. И их проработка на высоте. Сначала войска состоят из ополчения. То есть каждый боец — это крестьянин, который сам приобретает оружие, а в идеале — броню. Если, конечно, она есть в складе.
По вашему приказу ополчение соберется в отряды и отправится на войну. Для этого их придется отрывать от обычных занятий, так что часть производства остановится. Поэтому, как в реальной истории, лучше воевать зимой, когда закончатся полевые работы.
Помните, что напасть на соперничающего с вами лорда, вы можете в любое время, а бандиты приходят когда захотят.
После постройки усадьбы лорда откроется доступ ко второму типу бойцов — стражникам. Им можно дать уникальный внешний вид, крутое оружие и броню.
Это очень серьезные ребята, но много набрать их не получится. Кроме того, в игре есть наемники, которым нужно регулярно платить чеканной монетой. И не из достатка региона, а из личных сбережений.
Вы пополняете свой кошелек, грабя лагеря тех же бандитов. Или облагая налогами, но учтите, что это сильно раздражает население.
Бои радуют как внешне, так и внутренне. Противники распределены справедливо, в Manor Lords нет боев "50 против 1". А за анимацию лучников, разработчику хочется сказать отдельное спасибо.
Это точно одна из самых качественных анимаций в истории индустрии.
Конечно, Manor Lords не совершенен, ведь это ранний доступ. Многие механики еще не реализованы, вместо них висят надписи "требуется доработка".
Половина технологий и почти все указы, регулирующие жизнь города, отсутствуют.
Нельзя нанять помощников для стражников. Влияние на короля не играет никакой роли. А чтобы узнать, сколько ресурсов требуется для производства, обычно приходится обращаться только в энциклопедию. Статистика здесь совсем не впечатляет.
Также есть проблемы с экономикой. Если вы хотите, их избежать, начините заниматься овцеводством. Животные начнут размножаться. Их выпас на пастбище требует только людей, а овцы — отличный товар на рынке.
Это бесконечный и постоянный источник богатства. Даже если экспортные цены снижаются, животным не будете просить еду! Прибыль упадет, но не исчезнет полностью.
Еще один недостаток проявится на последних этапах игры. В каждой захваченной области вам придется строить отдельное поселение. Можете представить, как вам придется метаться между ними, если их пять?
В конце-концов, это становится утомительно. Во-первых, вы не видите конечной цели. Во-вторых, вы легко можете что-то упустить. Вы можете пропустить напоминание или нападение бандитов, которые сжигают главный город.
Не все гладко и на войне, где вообще отсутствует кавалерия. Понятно, что в средние века боевые лошади были дорогими, и средний крестьянин не имел средств для их содержания. Но разве лорду не разрешается ездить на лошади?
Особенно учитывая, что на экране загрузки он изображен верхом. Надеюсь, Стычень добавит кавалерию позже.
Также жаль, что он не спешит публиковать дорожную карту. Причина очевидна — разработчик уже облажался в прошлом, когда не выполнил часть обещаний. И теперь он работает в спокойном темпе, просто делая свою любимую игру.
Несмотря на все недостатки, новинка оказалась интересной, и даже с русской локализацией. Так что, если вам нравятся средневековые симуляторы городского строительства с элементами войны, поддержите Стыченя!
Я думаю, что он найдет способ сделать Manor Lords хитом на все времена.