Manor Lords — уникальная экономическая градостроительная стратегия, действие которой разворачивается в эпоху раннего средневековья.
Игра стартовала в апреле 2024 года на этапе раннего доступа. Геймерам доверяется участок земли, который они должны превратить в сердце своей растущей империи, изначально имея скудные ресурсы.
В этом руководстве описаны шаги, необходимые для достижения этой цели.
Суть игры Manor Lords заключается в создании процветающего мегаполиса с множеством семей. При достаточно развитом проекте, вам будет легко собирать налоги и набирать войско.
Важнейшими компонентами являются жилые кварталы, общественные центры, такие как рынки и церкви, а также жизненно важные объекты инфраструктуры — колодцы для водоснабжения, сельскохозяйственные угодья и промышленные сооружения.
Вовлеченность игрока распространяется на микроуправление жителями, через назначение им задания в постройках или трудовые повинности, такие как сбор урожая или возведение новых зданий.
Незанятые жители — большая редкость. Каждый человек должен внести свой вклад. Рост населения зависит от довольства существующих жителей и общей безопасности, что влияет на миграцию в город.
В Manor Lords не допускается крепостное право — пренебрежение базовыми потребностями, такими как кров, пропитание или тепло, вызывает волнения и побуждает к переселению в более благополучные места.
Внешние угрозы, такие как набеги бандитов, могут привести к аналогичным последствиям. Жители делятся на разные классы: крестьяне, ремесленники, торговцы и элита, каждый из которых обеспечивает определенные преимущества для развития города и трудового равновесия. По мере роста численности населения растут и его запросы.
Город расположен на территории, которая обладает определенным набором и объемом ресурсов. Все эти ресурсы необходимо добыть и переработать до последней стадии, поскольку конечный продукт стоит значительно дороже сырья, из которого он производится. Деньги, полученные от торговли, также идут на развитие города и усиление власти игрока через строительство замка феодала, сбор его дружины и т. д.
Постоянный прогресс и развитие определяет основную цель Manor Lords на этапе раннего доступа. Это постоянная гонка со временем, чтобы оптимизировать использование ресурсов, привлечь поселенцев, укрепить торговые сети и присоединить новые территории путем стратегических завоеваний.
В соответствии с устоявшимися традициями жанра, Manor Lords начинает игровой процесс с создания новой игры в отдельном меню.
Однако во время первого выхода игры в Early Access ключевым элементом этого меню была настройка и выбор уровней сложности.
Мы предлагаем сначала пройти предустановленные сценарии ("Путь к процветанию ", "Да будет мир", "На грани"), а затем заняться режимом песочницы ("Необременительный") или бросить вызов ИИ-соперникам в стандартном режиме.
На этапе раннего доступа для выбора была доступна единственная, но обширная карта мира, состоящая из 9 различных регионов. Вполне вероятно, что этот выбор сохранится и после выхода полной версии.
Начальный регион был выбран случайным образом, как и распределение ресурсов, что позволило создать различные уровни сложности и легкости в самом начале игры.
Строительство ограничено начальным регионом, поэтому для дальнейшего расширения и развития необходимо разблокировать остальные 8 регионов.
Попадая на карту, игрок уже не обделен имуществом. Вначале его ждет палаточный лагерь на 5 семей, бык, предназначенный для перевозки грузов, запас еды и строительных ресурсов.
Однако главная цель — понять, где находятся богатства этой земли. Первым делом необходимо определить местонахождение зерновых и источников воды. Чтобы выполнить эту задачу:
Нанеся на карту ключевые места и оценив расстояние между палаточным лагерем и предполагаемым городом, подумайте, стоит ли начинать игру в этом регионе или лучше перезапустить ее.
Оценив все места и расстояние от палаточного лагеря до будущего города, решите, стоит ли начинать в этом регионе или лучше начать заново. Из-за случайного распределения начальной позиции и положения города они могут находиться на большом расстоянии друг от друга, а полный переезд потребует времени, критически важного на старте. Например, в одном игровом сеансе мне сразу повезло с местом. В другом сеансе пришлось переместиться ближе к ресурсам.
Невозможно с самого начала установить город в идеальном месте. Например, некоторые участки могут быть покрыты лесом и требуют расчистки.
Очень важно избегать длинных маршрутов между жилыми домами, ресурсами и фабриками, так как это может помешать прогрессу на ранних этапах, заставляя NPC физически преодолевать расстояния для транспортировки товаров.
Выбирайте место, где есть достаточно места для будущего расширения города, не задевая полей и не сталкиваясь с другими естественными препятствиями вроде диких животных или ягодных зарослей в лесу.
Начните строить городище именно там, сокращая расстояния, где это возможно.
Более практичный подход предполагает размещение всего вдоль одной улицы. Расположите дома на одной стороне, а такие важные сооружения, как церкви, рынки, склады ресурсов, пункты торговли животными и промышленные здания — на противоположной, чтобы обеспечить эффективность и удобство.
В начале игры на нормальном уровне сложности имеется достаточно ресурсов, чтобы построить все необходимые сооружения. Вот последовательность действий:
Эти постройки составляют основу раннего развития игры, подготавливая население к переходу на следующий уровень с небольшими изменениями.
Выбрав домохозяйство, вы можете просмотреть его потребности на конкретном уровне. Эти потребности делятся на удобства (например, доступ к воде, алкоголю, духовности) и рыночные предложения (топливо, еда, одежда).
Удобства удовлетворяются путем строительства сооружений (например, колодцев, церквей) и поставкой на склад (например, корчма).
Жители самостоятельно находят те предложения, которые им нужны, но товары должны доставляться на рынок рабочими с мест производства. Выполнение всех требований позволяет перейти на следующий уровень фермы.
Домохозяйства начинают платить налоги, и, что очень важно, появляется возможность превратить некоторых крестьян в ремесленников, создав мастерскую при своем домохозяйстве.
Ремесленники изготавливают различные потребительские товары — одежду, плащи, одеяла, щиты, оружие, используя минимальные складские ресурсы.
После того как ремесленники нанимаются на работу, они покидают рынок труда и не могут быть переведены на другую работу.
Стратегическое размещение и управление рынками влияет на эффективность распределения ресурсов и товаров в городе. Следите за уровнем запасов и размещайте рынки так, чтобы оптимально удовлетворять потребности населения.
Нет необходимости превращать каждого жителя в ремесленника. Достаточно около 30% домохозяйств.
Обращаем ваше внимание, что пристройку можно добавить и к хозяйству первого уровня, однако в начале игры делать этого не рекомендуется — лучше использовать средства для торговли.
Внимательные поклонники игры уже отметили, что до сих пор не было упоминания о деньгах — важнейшем ресурсе в экономических и стратегических играх.
Это не случайно, так как на этапе раннего доступа в Manor Lords деньги не играли определяющей роли. Тем не менее, в игре присутствуют две денежные системы.
Первая — достаток региона (находится слева). Это основная денежная система, определяющая общий бюджет. Достаток получается из налогов, взимаемых с жителей второго уровня, а также при продаже товаров в лавке торговца или на международном рынке.
Эти средства тратятся на приобретение скота, открытие торговых маршрутов и другие крупные сделки.
Вторая — казна (находится в правом верхнем углу). Зависимая от уровня достатка денежная система, пополняемая только налогами с подданных.
Деньги из казны используются на найм ополчения из крестьян или наемников, дипломатические мероприятия и колонизацию новых территорий.
Для пополнения казны необходимо построить поместье феодала и налоговый пост.
На старте игры уровень достатка региона в Manor Lords составляет 50 единиц, а в казне феодала — 0. Увеличить уровень достатка можно, продавая ресурсы на внешние рынки через торговый дом.
При достижении следующего уровня города вам будет предложен выбор перка. Рекомендуется выбирать перк, связанный с торговлей, чтобы каждый новый торговый маршрут обходился в 25 единиц достатка.
Управление процессом торговли с внешними регионами осуществляется через торговое заведение, известное в русской версии как "Фактория". Как только базовое развитие города будет завершено и в нем появится 7-8 жителей, вы сможете построить это здание.
Механика торговли довольно запутанная, в первую очередь из-за подробного меню с множеством мелких иконок и ярлыков.
Чтобы начать торговлю, выберите Факторию, перейдите в раздел "Торговля " и выберите одну из шести доступных (в раннем доступе) категорий товаров.
Затем изучите представленную таблицу. В самом левом столбце указан статус товара — вывозится, ввозится или не торгуется.
Далее следует тип товара и текущий уровень запасов на складе. Установив значение между "-" и "+", вы устанавливаете порог для продажи или покупки товаров.
Например, если на складе имеется 37 единиц товара с флагом "вывоз" и лимитом в 10 единиц, то будет продано только 27 единиц. И наоборот, если на складе нет ни одной единицы, при флаге "ввоз" и лимите 9, будет куплено 9 единиц.
Крайний правый столбец особенно важен. В ней находятся две кнопки с числовым значением между ними, например 25.
В приведенном примере торгового маршрута на скрине нам доступен путь для кожи. Здесь необходимо соблюдать осторожность:
Да, это возможно, а иногда и целесообразно, однако разумнее периодически сбрасывать излишки товара, а не продавать его постоянно.
Постоянные продажи могут привести к снижению цен и нагрузке на производственные ресурсы. Например, обмен 1 единицы досок приносит 2 единицы достатка, 1 единицы кожи — 6 единиц достатка, а 1 единицы черепицы — 8 единиц достатка.
Очевидно, что инвестирование в собственное развитие путем использования досок для производства той же черепицы — более выгодная стратегия в долгосрочной перспективе.
На этапе раннего доступа Manor Lords представила знакомую, но важную систему, встречающуюся во многих стратегических играх — добыча ресурсов, таких как руда и глина в карьерах, сбор древесины и шкур в лагерях, а также сбор шерсти и зерна на фермах.
Затем эти ресурсы транспортируются на склады или перерабатывающие предприятия. Со временем это сырье превращается в ценные продукты, такие как металл, черепица, одежда и еда, которые либо хранятся на складе, либо распределяются по различным предприятиям.
Как правило, на предприятиях Manor Lords занято от 2 до 8 работников. Некоторые работники могут заниматься продажей товаров другим семьям на местных рынках, в то время как другие сосредоточены на производственных задачах.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу, необходимо около 16-18 семей для организации эффективного производства. Недостаток рабочей силы может привести к сбоям, как в торговой сети, так и в производственной цепочке.
Логистика в Манор Лордс осуществляется по простому принципу. Легкие товары, такие как дрова, шерсть, зерно, мясо и ягоды, перевозят сами люди. Более тяжелые предметы, такие как деревья, доски и глина, перевозятся с помощью волов.
Для обеспечения эффективного логистического потока без задержек, рекомендуется вложить средства в приобретение дополнительных волов (около 3-4) и установку постов для привязи, на которых будут работать погонщики волов.
Кроме того, очень важно соединить все здания хорошо спланированной сетью дорог, чтобы упростить транспортировку внутри поселения.
Бандиты в игре доставят вам множество хлопот — от банального воровства ресурсов в начале до жестоких набегов, в результате которых будет сожжена половина города.
В начале вы не сможете собрать несколько отрядов солдат для защиты от разбойников — у вас просто не будет нужного оружия. Но есть еще два варианта, и оба они связаны со строительством поместья феодала.
После его строительства вы можете призвать группу сторонников феодала — не менее 5 человек. Этого будет достаточно, чтобы разгромить лагерь бандитов, но следует избегать прямого столкновения с ними.
Приходите в лагерь, когда там никого нет, и забирайте золото для казны, которое будет полезно для расширения вашего арсенала и развития ваших территорий.
Альтернативой призыву является строительство сторожевой башни. Она сразу же обеспечит защиту от нападений.
Это были основные аспекты, которые новичкам нужно знать в Manor Lords.
Вы играли в эту игру? Что вы могли бы порекомендовать? Напишите в комментариях!